Молекула инсулина — 360°
Дата:
10.12.2011
  • Поделиться

Инсулин — это гормон, который разносится кровью и дает клеткам сигнал забирать из нее глюкозу, чтобы расщепить и получить энергию. Нарушения в синтезе или реакции тканей на инсулин приводит к развитию сахарного диабета первого или второго типа соответственно. При этом хроническом заболевании ткани организма не получают нужного количества глюкозы, тогда как в крови ее концентрация сильно возрастает. Это состояние носит название гипергликемии. По данным Всемирной оорганизации здравохранения, от сахарного диабета и гипергликемии в настоящее время в год погибает до 3,5 миллионов человек (1).

Строение и выработка инсулина

Инсулин — это небольшой белок, состоящий из двух полипептидных цепей. Цепь, А (обозначена белым) состоит из 21 аминокислотного остатка, а цепь B (обозначена оранжевым) — из 30. Цепи связаны между собой двумя дисульфидными связями. Еще одна связь находится внутри А-цепи.

Инсулин — очень древняя и консервативная молекула. Даже у круглых червей этот гормон похож на наш. Это первый белок, последовательность аминокислот в котором была определена в начала 50-х годов прошлого века (2).

Связываясь с атомом цинка, инсулин может формировать комплексы из шести молекул. Сами комплексы не активны, но могут постепенно распадаться на активные белки. Это используется для создания препаратов инсулина с более длительным действием.

Название инсулина происходит от латинского слова insula — островок, в честь небольших групп клеток поджелудочной железы, островков Лангерганса, которые этот гормон синтезируют. Островки Лангерганса открыли в результате жестокого эксперимента над собакой: ей перевязали проток поджелудочной железы и подождали, пока все клетки, секретирующие пищеварительные ферменты, умрут и утилизируются иммунитетом. В результате такого опыта в поджелудочной животного осталась только соединительная ткань и группы клеток, синтезирующих инсулин (3).

  • 3D-визуализатор:
    Иван Константинов
  • Автор текста:
    Юрий Стефанов, к.б.н.
Their superb images are great in accuracy and splendid in design. The virus and antibody pictures are a highlight of our book
Prof. Reinhard Renneberg HKUST (Hong Kong), Academic Press "Biotechnology for Beginners"

Human Insulin molecule — 360°
Date:
10.12.2011
  • Share

Insulin is a hormone that signals cells to capture glucose from the blood and break it down to obtain energy. Abnormalities in insulin synthesis or the tissue’s reaction to it lead to the development of diabetes of the first or second type, respectively. In this scenario, chronic disease tissues of an organism do not receive the desired amount of glucose, whereas its concentration in blood is greatly increased. This condition is called hyperglycemia. According to the World Health Organization diabetes and hyperglycemia is currently causing up to 3.5 million deaths annually (1).

Insulin structure and synthesis

Insulin is a small protein consisting of two polypeptide chains. The A chain (indicated in gray) consists of 21 amino acid residues, and the B chain (orange) — of 30 amino acids. The chains are linked by two disulfide bonds. Another disulfide bond is located inside the A-chain.

Insulin is an ancient,conserved molecule. Even nematodes have insulin very similar to humans. This is the first protein in which amino acid sequences were identified in the early 1950s (2).

Insulin molecules can bind zinc ions and form complexes of six subunits. The complexes are not active, but they can gradually break down to release active proteins. This property is used to create insulin medical formulations with longer action.

The name of the protein comes from the Latin word insula — island. It was named after a small group of cells in the pancreatic islets of Langerhans, in which the hormone is synthesized. Pancreatic islets were discovered as a result of inhumane experiments on dogs: the animal had its pancreatic duct ligated while scientists waited until all the cells that secrete digestive enzymes died and were disposed of by immunity. As a result of this experiment only connective tissues and groups of cells that synthesize insulin remained in the pancreas of an animal (3).

  • 3D-visualiser:
    Ivan Konstantinov
  • Text:
    Yury Stefanov, (Ph.D)
Visual Science’s Ebola Poster represents a pinnacle in the history of visualization of the human body.
Lewis Sadler MA, Msc.
Chief Science Officer at Visible Productions Inc., Research Assistant Prof. University of Illinois at Chicago, (US)